Сейчас на рынке круизных арктических путешествий работает лишь одна отечественная компания, которая использует свое судно и арендует у «Росатома» атомный ледокол «50 лет Победы». Вдоль побережья проходят и иностранные лайнеры, однако зарубежных операторов нередко отпугивает отсутствие понятной нормативной базы. Например, семь лет назад на Чукотке силовики запретили туристам выходить на берег, несмотря на визы и разрешение правительства, что чуть не привело к международному скандалу. Почему возникают подобные проблемы, на форуме «Арктика: настоящее и будущее» Business FM Петербург рассказал основатель Клуба полярных путешествий Poseidon Expeditions Николай Савельев.
В допандемийном году в Мурманск зашли четыре лайнера, на которых находились почти полторы тысячи путешественников. В будущем на берегу Баренцева моря планируют построить кластер, который соединит туристический путь с Териберкой, широко известной по фильму «Левиафан». В Архангельской области до ковида по Белому морю ежегодно проходили около 10 зарубежных судов с путешественниками. В Петербурге же планируют интегрировать город в северные маршруты, продолжает начальник отдела развития взаимодействия с арктическим регионом Комитета по делам Арктики Сергей Николаев.
Арктика как туристический объект – это не только материковая часть, но и морская. Например, в 2019-м году архипелаг Шпицберген посетили 160 тысяч туристов. Путешественники прилетают на самолете, а затем пересаживаются на судно. Оттуда по воде можно попасть и на землю Франца-Иосифа. К слову, через нее проходил первый советский туристический маршрут в Арктику в 1931-ом году. Примечательно, что к 37-му году поездка стоила меньше зарплаты рабочего.