С начала пандемии банки стали вводить клиентов в заблуждение в три раза чаще, чем в кризисы прошлых лет. Статистику недобросовестного поведения приводит ФАС. При этом, по данным консалтинговой компании BCG, в этом году Россия оказалась в пятерке стран, лидирующих по скорости перехода пользователей на безналичные расчеты.
Одним из драйверов для развития «безнала» по праву считают кэшбек. Но банки нередко сами наступают себе на горло и меняют условия бонусных программ на ходу. Также зачастую клиенты пост-фактум узнают о пересмотре льготных периодов по кредиткам. При этом больше всего недобросовестные организации путают не тех, кто занимает, а тех, кто приносит им свои деньги. Клиентам предлагают вложиться в ценные бумаги или инвестстрахование и не всегда объясняют условия сделки.
Немногие обращают внимание на плавающую ставку в договорах вклада. А тех, кого заманивают привлекательными обещаниями по накопительным счетам, ждут еще более неприятные условия. Об этом на конференции в МИА «Россия сегодня» предупредил замглавы ФАС Андрей Кашеваров.
Сейчас ЦБ уже готовит законопроект, который должен отрегулировать предложение сложных финансовых инструментов. В документе пропишут правила, которые ограничат так называемый «мисселинг». То есть, все недомолвки, навязанные или незаметные условия мелким шрифтом. Кроме того, в этом году власти должны положить конец телефонному мошенничеству со звонками из якобы банков.
И все же некоторые позитивные тренды в банковском секторе в сравнении с прошлыми кризисами наметились. Скажем, интернет шесть лет назад был, а всеобъемлющего онлайн-обслуживания еще не было. В этом смысле пандемия подстегнула кредитные структуры. Кроме того, в этот раз, несмотря на некоторые волнения, обошлось без штурма банкоматов и снятия наличных, отмечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. В ложку меда он же добавил бочку дегтя: клиентам больше не интересны вклады.
Две недели назад в ЦБ сообщили, что в августе отток валютных вкладов за месяц превысил 400 млн долларов. А сегодня РБК рассказал, что в сентябре только в одном «Сбербанке» клиенты забрали с депозитов более 440 миллионов.