Бесконечный спор: вытеснят ли сериалы литературу? Битва телевизора с книгами шла 30 лет. И продолжается до сих пор. Пытаясь разобраться в истоках телевизионной революции, продюсер Иван Филлипов подробно исследует рынок в своей книге «В следующей серии».
Отечественным кинозрителям посвящен отдельный отрывок, который публикует Forbes. Отмечается, что сериалы были частью повседневной жизни россиян с конца 80-х. После падения Советского союза на экраны хлынули бразильские мыльные оперы. Позже их сменили культовая американская «Санта-Барбара» и мексиканские драмы: «Просто Мария» и «Богатые тоже плачут». Вскоре для молодых и продвинутых появились американские «Твин Пикс» и «Секретные материалы». Формат ситкома в 90-е на отечественные экраны принесли «Друзья» и французские «Элен и ребята».
Во всем мире аудитория этих сериалов насчитывала десятки миллионов человек. Многие филологи считают, что для постсоветского литературоцентричного зрителя они были чем-то принципиально новым. Однако как показывают опросы, ежедневно читают не более 20% россиян. Аудитория сериалов вдвое больше. Другое дело, что их культурная ценность приблизилась к литературе.
Сегодня сериальную индустрию сложно удивить бюджетами в 100 млн долларов за сезон. В обозримом будущем стартует проект по вселенной «Властелина колец» - его оценочная стоимость около миллиарда долларов. Этого бы никогда не случилось, если бы главным производителем оставалось массовое телевидение.
Игру перевернули киностудии. С каждым годом они стали терять все больше денег на драмах. Изменились вкусы зрителя, наступила новая эпоха. Фильмов для взрослой аудитории, так называемый «артстрим» на час-два, стали снимать все реже. Сугубо из финансовых соображений. Просто потому что на легкое игровое кино со спецэффектами зрители пойдут в любом случае. На серьезную драму – не факт. Часть экспертов полагает, что хорошее качественное кино не исчезнет только благодаря «Оскару». Этот фактор все еще важен для всех студийных руководителей.
Примечательно, что российские зрители пока не готовы отказаться от фильмов. Как писал ранее «Комерсантъ», доля просмотров на «Кинопоиске» выросла в прошлом году почти на половину – в основном, за счет отечественных драм. В их числе «Дылда», «Сторож» и «Тайна печати дракона».
При этом зарубежные кино и сериалы все еще обгоняют российские на отечественных онлайн-платформах. Единственным сериалом в топ-10 популярных на сервисе «Окко» оказались «Содержанки» режиссера Константина Богомолова. Многосерийный фильм занял последнюю строчку.
При этом опрошенные изданием киноведы сошлись во мнении: ситуация может измениться в 2020 году. Это должно произойти после того, как начнут выходить проекты, спродюсированные самими видеосервисами.