Закон о персонифицированной карте для посещения спортивного соревнования, или коротко – Fan ID – Владимир Путин, напомним, подписал еще в декабре прошлого года, моментально спровоцировав волну протеста. Фанатские активы клубов Российской премьер-лиги один за одним выступали с заявлениями о том, что отказываются принимать подобные условия игры. Увы, к мнению непосредственных участников процесса депутаты прислушиваться не захотели, как и вести более-менее конструктивный диалог, хотя в какой-то момент и было ощущение, что закон если не отменят, то хотя бы задвинут на дальнюю полку до лучших времен. При этом, как отмечают представители спортивной сферы, сейчас сообщество отчетливо разделилось на две группы: фанаты, из-за которых, собственно, и вводится Fan ID, а также обычные болельщики, не очень разбирающиеся в футбольных интригах, для которых, по большому счету, не принципиально наличие или отсутствие некоего цифрового паспорта для похода на стадион. Но вторые вряд ли смогут полноценно заменить ушедших первых – чем это грозит, объясняет глава клуба болельщиков Russia Unites Эдуард Латыпов.
При этом, руководители футбольных клубов, в том числе, и петербургского «Зенита», с самого момента подписания закона начали вести активную работу с разъяренными фанатами, чтобы те не уходили с трибун или вернулись на них, но каких-то ощутимых результатов это не принесло. Прежде всего, потому что в этой субкультуре слишком сильна внутренняя «корпоративная солидарность», позволяющая выступать, казалось бы, мощным фронтом. Однако, пока этот фронт не помог, а ситуация, по мнению специалистов, зашла в тупик: поменять свое мнение по вопросу фанатскому активу любого клуба сейчас равноценно потере лица и любого авторитета в сообществе. Поэтому в клубах уже считают убытки и думают, как компенсировать потери. В случае с «Зенитом» они даже не финансовые, хотя от продажи абонементов на знаменитый «вираж» клуб ежегодно зарабатывал десятки миллионов рублей. Здесь издержки, прежде всего, репутационные – сложно представить петербургскую команду без ее фанатов, - а также связанные с серьезным усложнением процесса ведения бизнеса вокруг футбола. Ведь Fan ID придется получать любому подрядчику, с которым хотел бы сотрудничать клуб. Кроме того, на клубы же, по словам экспертов, частично лягут затраты на обеспечение новых систем наблюдения специально под Fan ID. Своим видением ситуации и вариантом решения проблемы делится депутат ЗакСа, представитель комиссии по вопросам физической культуры и спорта Дмитрий Павлов.
Отметим, что с началом нового футбольного сезона, который стартует 15 июля, карта будет нужна для посещения матчей РПЛ в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Сочи. До конца года, помимо Северной столицы, к системе подключатся Москва, Химки, Грозный, Краснодар, Оренбург и Воронеж. Документ будет необходим не только зрителям на трибунах, но также персоналу арен и журналистам.