По сравнению с 2019 годом число операций без согласия клиентов увеличилось на 35 % из-за тренда на электронные платежи в условиях пандемии. Но хорошие новости тоже есть. Россияне стали на 7 % реже поддаваться манипуляциям, когда мошенники получают данные, находя уязвимые места в поведении людей. Классический пример – фишинг, например, с целью получения логина и пароля. В ЦБ считают, что киберграмотность растет благодаря их совместной работе с правоохранительными органами и финансовыми организациями. О тенденциях в сфере незаконных операций, с которыми граждане рискуют столкнуться в будущем, рассказывает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов.
Наблюдается еще один любопытный тренд. Если раньше киберпреступники предпочитали совершать большее число незаконных операций с меньшей выручкой, то сейчас перешли к стратегии – «много, но от одного». Например, на прошлой неделе в Петербурге мошенники разыграли пьесу на троих по телефону, представившись старшим лейтенантом МВД и двумя сотрудниками банка. Как пишет интернет-издание 47news, целью было убедить мужчину подойти к банкомату на Казанской и вывести около 50 тысяч рублей. Бдительный гражданин на уговоры не поддался. Отметим, что общий ущерб от несанкционированных операций с использованием электронных платежей в прошлом году приблизился к отметке в 10 млрд рублей. Однако банки смогли возместить своим клиентам-физическим лицам немногим более 10% украденных средств. В ЦБ пообещали проработать меры по улучшению механизма возврата.