Среди очевидных недостатков инициативы эксперты отмечают различный статус российских авиакомпаний в плане надежности. Например, есть «Аэрофлот», который ведет взвешенную экономическую политику и, с большой долей вероятности, вряд ли однажды окажется банкротом. То есть, при введении нового сбора, пассажиры главной авиакомпании страны будут своим кошельком «подстраховывать» тех, кто покупает билеты на рейсы менее благополучных, а иногда и вовсе недобросовестных перевозчиков, которые позволяют себе рискованную финансовую деятельность.
Специалисты напоминают, что после 2008 года, когда несколько авиакомпаний страны прекратили существование, все риски перед пассажирами брало на себя государство – в бюджете ежегодно закладывалась определенная сумма, которую можно было потратить на условный вывоз застрявших где-то на другом конце земли путешественников. Механизм работал, но потом подобная практика постепенно сошла на нет. Хотя в экстренных ситуациях, например, в пандемию коронавируса, когда закрывались границы, отменялись рейсы и люди не могли попасть домой, расходы по вывозным чартерам все равно брало на себя государство. Поэтому, по мнению экспертов, реалистичным сейчас выглядит именно такой механизм, а не перекладывание финансового бремени на плечи пассажиров. О перспективах реализации инициативы рассуждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Однако, по планам авторов инициативы, новый сбор не должен привезти к увеличению цен на авиаперевозки – для этого компоненты стоимости вроде топливного, сервисного и аэропортового сбора хотят просто перераспределить. Но эксперты отрасли предупреждают о том, что механизм введения нового платежа пока максимально неясен, так что незначительный рост ценника все-таки может произойти. На фоне общей стоимости перевозки доплата в 100 или 200 рублей вряд ли критично ударит по кошельку. Но есть ли смысл в таких даже незначительных тратах, если любой пассажир может добровольно застраховать все свои риски, не только смерть или ущерб, но и задержку или отмену рейса, в частном порядке в страховой компании. Именно такой подход, по мнению экспертов, выглядит наиболее оправданным и оптимальным.

Напомним, что еще в апреле Владимир Путин поручил утвердить комплексную программу развития авиаотрасли на период до 2030 года. В документе, в частности, говорится о необходимости определения показателей объема международных и внутренних пассажирских перевозок, а также доли судов отечественного производства в парке российских авиакомпаний.