ЦБ 26.04
$92.13
98.71
ММВБ 26.04
$
<
BRENT 26.04
$89.24
8222
RTS 26.04
1178.69
Telega_Mob

ДМИТРИЙ ЯЛОВ: Ленобласть ждёт инвесторов в сфере пищевой промышленности, фармацевтики, судостроения и химии

Интервью с исполняющим обязанности заместителя председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрием Яловым на Балтийском региональном инвестиционном форуме.
Интервью

Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов – Фото: asninfo.ru - Источник

Несмотря на коронакризис и западные санкции Агентство экономического развития Ленинградской области сопровождает 335 инвестпроектов, 50 из которых с иностранным капиталом. Через регион проходит более четверти общероссийского объёма внешнеторговых грузов. Предприятия поставляют локализованную продукцию не только на российский рынок, но и увеличивают долю экспорта, встраиваясь в глобальные цепочки добавленной стоимости. О взаимодействии с инвесторами – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с исполняющим обязанности заместителя председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрием Яловым на Балтийском региональном инвестиционном форуме.

Максим Морозов: На Балтийском инвестиционном форуме очень много говорят о перестройке цепочек, причем как на глобальном, международном уровне, так и на региональном. Как меняется в этом смысле роль Ленинградской области? Где она становится новым звеном в цепочке, а где усиливает себя как уже существующее звено?

Дмитрий Ялов: Процесс начался не недавно, коронавирусная инфекция просто его усилила. Мы видим, что этот процесс идет примерно с 2012 года. У компаний появился новый стимул для того, чтобы локализовывать свои производства в России и в Ленинградской области. Стимул связан с тем, что важнее стало быть рядом с рынком, доля затрат на труд, себестоимость продукции в целом снизилась, повысилась автоматизация, цифровизация производства. И стимулы для того, чтобы размещать производство в Юго-Восточной Азии, а потом транспортировать на локальные рынки, снизились. Что это значит для Ленинградской области? Мы – регион, где выгодно производить и на российский, и на зарубежный рынок, логистически очень удобно. Мы – регион, где очень гибкий рынок труда, понятно, что мы говорим о рынке труда всей агломерации, Петербурга и области. У нас всегда можно найти самые квалифицированные, хотя может быть и не самые дешевые кадры, и это здорово.

Максим Морозов: Вы сделали акцент на том, что развиваются технологии компаний. А с точки зрения региона, что может сделать региональная власть, чтобы сделать регион еще более инвестиционно привлекательным? Традиционно, по крайней мере в Петербурге, остро стоит вопрос подключения к сетям монополистов, выделения земельных участков. Какова роль субъекта федерации?

Дмитрий Ялов: Как только компания прошла первый этап, то есть приняла решение, что ей нужно взять и производство, которое было расположено на Западе либо в Юго-Восточной Азии, локализовать в России. Она начинает думать, где это сделать. Понятно, что в шорт-листе, как правило, пять-семь регионов, которые ближе всего к крупным рынкам Москвы и Петербурга. Первая задача – стать самым комфортным, снизить транзакционные издержки, стоимость приземления на земельных участках. Здесь эффективный способ – это система «одного окна», инвест-агентство, которое быстро подхватывает клиента и быстро показывает возможные варианты локализации. Второе – это в ручном режиме решение проблем, разрешительных процедур. Третье – если это крупномасштабный проект, то, конечно, предоставление налоговых льгот, что влияет на сроки окупаемости.

Максим Морозов: Сейчас идет интеграция Петербурга и Ленинградской области, в том числе синхронизируются инвестиционные процессы. В чем здесь первые сложности, с которыми вы столкнулись? Потому что субъекты совершенно разные, и это некий опыт, вызов для обоих регионов. Подводные камни и преимущества для инвестора, который заходит уже в общую агломерацию?

Дмитрий Ялов: Я бы не сказал, что это новый процесс. У нас координационный совет по социально-экономическому сотрудничеству существует с 2013 года. И вопросы, связанные с совместной работой как с инвесторами, так и с социальной сферой, решаются в рамках партнерской работы двух регионов. Часто инвесторы, которые приходят в Петербург, но которым нужны крупные площади, крупные земельные участки для размещения своих производств, выбирают Ленинградскую область просто потому, что у нас больше территориальных возможностей и есть логистика в портах Усть-Луги либо на севере области. И напротив, некоторые инвесторы, которые приходят в область, но понимают, что им важно партнерство с вузами, расположенными в Петербурге, в результате приземляются в области. То есть это дорога с двухсторонним движением, и мы даже перестали конкурировать в рамках различных инвестиционных мероприятий, и на многих инвестплощадках, которые проводились вживую до коронавирусных ограничений, начинаем уже выступать в рамках единого стенда.

Максим Морозов: Приведите в пример несколько приоритетных для Ленинградской области в данный момент инвестиционных проектов. С точки зрения объема инвестиций, с точки зрения занятости, сколько новых рабочих мест образуется в Ленинградской области.

Дмитрий Ялов: Я приведу несколько разных типов и примеров. Первый пример – это самый крупный проект в Ленобласти, один из самых крупных в стране. Проект по созданию газоперерабатывающего комплекса в Усть-Луге. Объем инвестиций – больше 2 трлн рублей, десятки тысяч новых рабочих мест, еще больше рабочих мест на этапе строительства. Этот проект важен для нас и потому, что он несет большой объем инвестиций, следовательно, налоговых поступлений, и потому, что он предполагает серьезный рост численности Кингисеппа и Кингисеппского района, и потому, что этот проект станет источником спроса для поставщиков и подрядчиков из числа малого и среднего бизнеса во всей агломерации Ленобласти и Петербурга. Другой пример – это среднего масштаба промышленные проекты, которые в основном в приграничных с Петербургом районах реализуются. По одному из этих проектов заключение соглашения – это компания DRB RUS, поставщик завода Hyundai, как раз пример конструктивного сотрудничества по работе с инвестором города и области. Проекты, которые разместились в индустриальном парке «М10» – проекты по созданию пищевой упаковки, производства гофрокартона, проекты с масштабными инвестициями в сотни миллионов рублей, тоже очень важные – это и неплохая занятость, и усложнение структуры рынка инвестиций в Ленинградской области. Просто если говорить только о крупнейших проектах – конечно, у нас есть и другие крупные проекты. Не хотелось бы забыть и компанию «ФосАгро», которая реализует крупный инвестпроект по удобрениям в Волхове за 26 млрд рублей. Компания «ЕвроХим», которая только что построила завод по аммиаку на 80 млрд рублей и еще планирует новые инвестиции порядка 160 млрд рублей. Компании, которые занимаются созданием новых складских и терминальных мощностей – компания «Ультрамар», компания «Новотранс», «Приморский УПК». Понятно, что переработка рядом с портовыми мощностями – это новый тренд, и крупномасштабные проекты будут создаваться рядом с портами Ленинградской области.

Максим Морозов: Дмитрий Анатольевич, скажите пожалуйста, какая тенденция, как меняется доля экспорта локализованных предприятий, в том числе иностранных инвесторов – грубо говоря, растет ли количество товаров за рубежом, про которые можно сказать «сделано в Ленинградской области»?

Дмитрий Ялов: Здесь, согласно поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Мы понимаем, что есть, во-первых, девальвация рубля, есть определенные охлаждения российского рынка. Поэтому многие крупные, в том числе мультинациональные компании, которые уже давно находятся в Ленинградской области, изначально были ориентированы вообще-то на Россию. Они задумались о том, чтобы работать на мировые рынки. Это компания Nokian Tyres, которая всегда работала на мировом рынке из Ленинградской области и еще увеличила эти объемы, это Тихвинский вагоностроительный завод и компания «ОВК», которая изначально создавалась под нужды российского рынка, но нашла инновационные решения, которые позволили ей стать поставщиком для компании Deutsche Bahn, например. Это многие производители автокомпонентов, которые со снижением объема производства автомобилей стали поставлять свои компоненты за рубеж.

Максим Морозов: Александр Дрозденко, выступая, сказал, что с приходом инвесторов, со строительством новых предприятий возрастает нагрузка и на земельный банк, и где-то вырубаются леса. Как находится компромисс? Потому что новый инвестпроект – это некое изменение территории.

Дмитрий Ялов: Александр Юрьевич сказал об инновационном решении, которое впервые будет применено в Ленобласти, когда инвесторы будут выкупать земли, которые не являются землями лесного фонда, восстанавливать лес и переводить обратно в лесной фонд. Я думаю, более конкретного яркого ответа предположить на этот вопрос невозможно.

Максим Морозов: Последний вопрос традиционный: перспективные конкурентные ниши для Ленинградской области, каких инвесторов вы ждете сейчас?

Дмитрий Ялов: Пищевка, фармацевтика, судостроение, некоторые отрасли, связанные с химией. Химия, я бы даже сказал, по объему инвестиций – номер один.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Российский ВТБ в третий раз возглавил рейтинг журнала Forbes среди банков для крупного частного капитала, фирма «Архитектурное бюро «Студия 44» подала…
В ЛДПР полагают, что водитель имеет право выбрать, какой именно полис ОСАГО оформить — на конкретную машину или на себя.
Сезонные точки по продаже корюшки могут открыться в Северной столице уже первого апреля. Официально торговать путинной рыбой в специально выделенных местах…
В России высокими темпами растет необеспеченное потребительское кредитование. По состоянию на июль 2023 года задолженность увеличилась на 2%.

Комментарии

    54
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.