Госдума в минувшую пятницу приняла во втором – основном – чтении законопроект, продлевающий «заморозку» пенсионных накоплений до конца 2020 года. Таким образом, сохраняется порядок, действующий с 2014 года, при котором полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса (16%) идет на финансирование страховой пенсии. Любопытно, что документ не вызвал обсуждений: за него сразу проголосовали 333 человека.
Хотя представитель «Справедливой России» Федот Тумусов заявил в Фейсбуке, что фракция выступает против очередной «заморозки». Как он выразился, «мораторий», который позиционировали в качестве временной меры, стал постоянным, «похоронив пенсионную систему»: «подрывается благополучие будущих пенсионеров, подрывается программа долгосрочных инвестиций, которые могли бы делать НПФ в отечественную экономику, которой сейчас из-за санкций так не хватает «длинных денег».
Между тем, для представителей негосударственных пенсионных фондов решение, принятое нижней палатой парламента, не стало неожиданным. Комментирует независимый эксперт рынка Светлана Касина.
Напомним, ежегодное продление моратория на накопительные пенсии власти традиционно объясняли нехваткой средств в Пенсионном фонде для выплат нынешним пенсионерам. По оценкам авторов законопроекта, такая мера принесет в бюджет Пенсионного фонда свыше полутриллиона рублей дополнительных доходов – а значит, можно будет уменьшить трансферт из федерального бюджета в ПФР. Как выразился по этому поводу вышеупомянутый депутат Тунусов, «заткнуть текущие дыры в бюджете куда важнее, чем задуматься о будущем».
Тем же, у кого фактически забирают пенсионные отчисления, обещали заменить их баллами, стоимость которых в будущем установит государство. Дескать, человек ничего не потеряет: суммы страховых взносов учтут при определении величины его индивидуального пенсионного коэффициента за 2020 год. Рассчитывать на это не стоит, - убежден профессор Европейского университета в Петербурге Кирилл Борисов.
Еще одно резонансное заявление на тему государственного обеспечения граждан прозвучало на днях из уст главы Минэкономразвития. Максим Орешкин в интервью «Газете.ру» связал рост пенсий с повышением пенсионного возраста. По его словам, есть два варианта: либо иметь более низкий пенсионный возраст и соответствующий уровень пенсий и качества здравоохранения, либо вместе с повышением пенсионного возраста получить бОльшие пенсии и более качественное здравоохранение. Выбор этот непростой, - подчеркнул министр, - но обществу придется принять решение. Делясь своими личными планами, Максим Орешкин выразил готовность работать до 65 лет и дольше.