В ЦБ считают, что таргетирование инфляции, в первую очередь, контролирует спрос. Если он растет, то повышение ставки выглядит удачным решением, поскольку граждане отказываются от кредитов на невыгодных условиях и сберегают средства. Однако экономисты уверены, что россияне вынуждены брать «дорогие» деньги на ипотеку или выплату долгов по старым кредитам. В результате из-за высокой ставки нагрузка на население только увеличивается, отметил профессор Высшей школы экономики Евгений Коган на заседании наблюдательного совета Института роста экономики имени Столыпина.

Ранее Олег Дерипаска назвал политику ЦБ атакой на доходы граждан и прибыль компаний. Бизнесмен критикует регулятор за нежелание обсуждать уровень процентных ставок в разных регионах и называет систему «кабальной». При этом за следующие три года бюджет может иметь профицит около 10 триллионов рублей, а это значит, что возможности для экспериментов есть, отмечает Дерипаска. Предприниматели открыто заявляют: кредитных средств не хватает – высокая ставка для несырьевого сектора просто не позволяет ему развиваться, комментирует директор Института роста экономики имени Столыпина Антон Свириденко.

В январе российские банки стали выдавать малому и среднему бизнесу кредиты по сниженной ставке — не выше 7% в рамках программы льготного кредитования. Воспользоваться ими смогли 17 тысяч организаций, то есть, меньше процента. Эксперты отмечают, что банковская система сегодня не нацелена на финансирование реального сектора. Количество МСП, имеющих хотя бы один действующий кредит составляет около 20%, в то время как в среднем по развитым странам – 40.