За первые два года после запуска РЖД потратили на реконструкцию линии из Москвы в Петербург более 15 млрд рублей. Но запомнилось появление скоростного поезда волной протеста, которая поднялась практически на всем пути следования.
Первый камень, точнее глыбу льда, в «Сапсан» бросил житель Вышнего Волочка. Это случилось 9 лет назад. Мужчина объяснил, что действовал из чувства мести. По его словам, поезд сдул его с насыпи, когда он шел домой. Нарушитель отделался штрафом. Однако многим повезло гораздо меньше. Бесшумный состав пролетал мимо станций слишком стремительно. Официальной статистики по пострадавшим нет. Но прошлый глава корпорации Владимир Якунин отмечал, что в среднем за год на железной дороге погибает до 150 человек, а от «Сапсана» - около пяти. «Сапсанов» на тот момент было всего восемь. В одно время на платформы даже выставляли охрану ЧОП, чтобы предупреждать людей об опасности воздушной волны. Однако от этой идеи быстро отказались.
Главной претензией долго оставалось качество прилегающей к вокзалам инфраструктуры. Пешеходные переходы, которые в большинстве случаев не соответствуют международным стандартам. Платформы – узкие и плохо огражденные. Часто говорили о том, что высокоскоростным поездам нужны отдельные пути. В отдалении от населенных пунктов, огражденные стеной. С частью этих проблем за годы удалось справиться.
В большей степени так называемую партизанскую войну против «Сапсана» обычно связывали с жителями Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. С 2010 года к ним присоединилась и Нижегородская область. Некоторое время блогеры даже писали о «классовой ненависти» простого населения к пассажирам «Сапсана». Но недовольство поездом объяснялось бытовыми причинами. Его интенсивное движение изменило расписание электричек и вынудило многих пересмотреть свои повседневные маршруты. Мешал «Сапсан» и пассажирам дальнего следования. На линии Москва-Петербург курсирует два десятка постоянных и столько же летних поездов. Всем приходится подстраиваться под пропуск скоростных составов.
Переход «Сапсанов» на тактовое движение четыре года назад поднял волну паники среди автомобилистов Колпино - им приходилось терпеть долгие пробки на переезде. Участок дороги с развязкой открыли только на днях. Это должно существенно снизить транспортное напряжение.
Любители трейнспоттинга любят рассказывать, что в Японии вся высокоскоростная линия построена отдельным путепроводом. Она никак не пересекается с другим транспортом и поезда там развивают скорость до 300 км/ч. Испанские – на 50 км быстрее. Сопоставимы показатели китайских составов. Максимальная скорость «Сапсана» – 250 км/ч, пока это самый быстрый поезд в России. Но для тех, кто часто ездит между двумя столицами, этого уже недостаточно.
За минувшие десять лет количество «Сапсанов» удвоилось. Составов теперь 16, они выполняют до 30 рейсов в сутки. Больше стало и пассажиров. Если в свой первый месяц работы поезда перевезли менее 80 тыс. человек, то в прошлом месяце – почти полмиллиона. При этом в РЖД прогнозируют, что уже через два-три года мест всем желающим при нынешних ресурсах не хватит. Поэтому госкорпорация собирается заказать в Германии еще 13 «Сапсанов». На линию их планируют выпустить к 2022 году. Покупка и обслуживание новой партии обойдутся более чем в миллиард евро. Деньги – заемные. Другие подробности сделки не разглашаются.