«Метрострой» решил начать «бумажную войну» со Смольным: в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступили четыре иска от акционера компании Константина Ерошенко к Санкт–Петербургскому государственному казённому учреждению «Дирекция транспортного строительства». Причиной обращения стало несогласие компании с расторжением Смольным в одностороннем порядке контрактов с АО «Метрострой» на строительство петербургского метрополитена.
В трех случаях суд принял заявления истца к производству, еще одно обращение пока находится на рассмотрении. Отметим, что Константин Ерошенко владеет пакетом 16,3% акций ОАО «Метрострой», которые он получил в конце 2020 года от супруги экс-главы компании Николая Александрова – Ольги Александровой. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что Ерошенко был генеральным директором АО «Метротрансстрой», учрежденного компанией «СТГ» Геннадия Тимченко: новое предприятие претендовало на роль генподрядчика строительства метрополитена Петербурга. Однако, как ранее сообщал Business FM Петербург, решением правительства РФ статус единственного поставщика на проектирование, строительство и реконструкцию петербургской подземки в октябре 2021 года получило АО «Метрострой Северной столицы».
В Смольном угроз в такого рода исках не видят: процедура расторжения государственных контрактов с ОАО «Метрострой» была проведена в установленном законом порядке, ответили Business FM Петербург в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
«Обоснованность материальных претензий со стороны Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», связанных с фактами неисполнения ОАО «Метрострой» принятых на себя контрактных обязательств, подтверждена вступившими в законную силу судебными решениями. В соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» задолженность ОАО «Метрострой» перед бюджетом Санкт-Петербурга включена в реестр требований кредиторов ОАО «Метрострой», – сообщили в КРТИ.
Напомним, что 31 августа 2021 года ОАО «Метрострой», которое была монополистом на городском рынке метростроения, признана банкротом, на счета и имущество ее бывших генеральных директоров наложен арест.
Справедливо будет заметить, что у Смольного было достаточно оснований на «расставание» с «Метростроем». Долгов по работам у компании накопилось немало: срывы сроков сооружения шахт и вестибюля будущей станции метро «Большой проспект В.О.» («Горный институт»), а также несоблюдение обязательств по строительству наклонного хода на «Казаковской». Подрядчик не осваивал выделенный бюджет по контрактам, выполнял работы не полностью. В итоге в КРТИ пришли к выводу, что ОАО «Метрострой» не выполнит работы до 15 декабря 2024 года, как было запланировано, – это и стало «точкой невозврата».
Но помимо строящихся станций метро бывший генподрядчик петербургской подземки накопил достаточно долгов по уже, казалось бы, закрытым контрактам: речь идет о существенных недочетах на введенных в эксплуатацию станциях «Зенит», «Беговая», «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары».
Безусловно, если суд удовлетворит иски Ерошенко, у Смольного могут возникнуть проблемы. Однако, когда на стадии расторжения контрактов Ерошенко пытался в суде добиться обеспечительных мер, чтобы приостановить действие решений Смольного, все оказалось для истца безуспешно.
К тому же решение о прекращении хозяйственной деятельности ОАО «Метрострой», признанного банкротом, уже принято на собрании кредиторов компании. Поэтому, вероятнее всего, и новые иски Ерошенко к ДТС не принесут ему ожидаемых результатов.
Напомним, что новый генподрядчик петербургского метрополитена АО «Метрострой Северной столицы» – совместное предприятие Смольного (65%) и Группы ВТБ (35%). В рамках госконтракта подрядчик будет обязан заняться строительством и реконструкцией объектов подземки, а также провести инженерные изыскания и подготовку необходимой проектной и рабочей документации. Как ранее сообщал Business FM Петербург к 2024 году в городе могут появиться сразу три новые станции метро: «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» и «Горный институт».