Эксперты обсуждают предложение Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта ускорить принятие законопроекта, разрешающего стюардам применять наручники или шокеры на борту самолета - перечень средств пока не определен.
По данным Ведомостей, соответствующие письма организация уже разослала в Минтранс и Госдуму. Документ внесли на рассмотрение еще в 2018 году, спустя год приняли в первом чтении и на этом ограничились. Слишком уж много подводных камней, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров Любое неподчинение требованиям экипажа, например, эмоциональный отказ пассажира пересесть на другое место, может трактоваться экипажем как сопротивление, несущее угрозу безопасности, при этом у экипажа будут ещё и полномочия применить к вам силу и спецсредства. Второе – если бортпроводник нанесет какие-то травмы, например, надевая наручники, палец сломает или вывихнет руку, в любом случае будут основания обратиться в суд за компенсацией. Третье – надо будет заняться физической подготовкой самих бортпроводников, их надо будет обучить каким-то приёмам борьбы, иначе может оказаться, что дебошир сильнее. Одно дело, когда идёт какой-то рукопашный бой, а другое дело, когда у бортпроводника спецсредство, которое дебошир может просто отнять и применить против самого экипажа.
Пока же с хулиганами на борту борются постфактум. Речь о праве авиакомпаний составлять «черные списки», попав в которые гражданин не сможет приобрести билет на последующие рейсы. Впрочем, по мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, это малоэффективная мера.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков Сотрудники частных охранных предприятий могут применять спецсредства, но дело в том, что экипаж самолета ограничен, и если на каждый рейс, кроме пилотов и бригады стюардов, сажать ещё сотрудников частного охранного предприятия, это невыгодно. Здесь нужно совмещение, чтобы стюарды были обучены, сертифицированы и имели право применять какие-то спецсредства. Об этом давно идёт речь. Это были бы более эффективные меры, чем, допустим, черные списки пассажиров.
Отметим, что идея раздать бортпроводникам спецсредства противоречит международной практике. В случае возникновения внештатной ситуации пилотам европейские авиакомпаний предписано посадить самолет в ближайшем аэропорту и вызвать полицию. Другое дело, что в дальнейшем перевозчик подает иск к дебоширу и штрафы порой могут достигать сотен тысяч евро. В США и Великобритании рейсы инкогнито сопровождают вооруженные воздушные маршалы, которые при необходимости могут обезвредить не только хулиганов, но и террористов.