Российские отельеры, похоже, готовы окончательно распрощаться с Booking. Гостиничная ассоциация и Лига малых отелей направили в компанию письмо с требованием аннулировать счета, выставленные за февраль 2022 года.
Западный сервис также просят передать всю информацию по работе с гостями за более чем 20 лет. Согласно документу, Booking не предупредил партнеров о приостановке деятельности в стране, а должен был сделать это за 14 дней. Реакция бизнеса скорее эмоциональная, нежели конструктивная, – считает адвокат Дмитрий Ильин:
Адвокат Дмитрий ИльинДела в последнее время плохи, и они были плохи и после пандемии, и во время пандемии, и с уходом Booking. Требования к Booking – это, по сути, плач Ярославны с просьбой обратить внимание на себя. И причем не Booking, а государства. Мы уже и Booking готовы засудить, пожалуйста, помогите нам – вот в чем эта новость. И я не считаю, что всерьез кто-то рассчитывает взыскать с корпорации какие-либо деньги.
Отметим, что Booking.com, по оценкам специалистов, занимал до половины российского рынка. Отельеры выплачивали компании за использование сервиса около 20% от общего оборота. У отечественных агрегаторов сейчас есть шанс перехватить ее долю. Еще в начале марта Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с Минцифры создать отечественный аналог Booking.com. Вице-премьер призвал обратить внимание на опыт действующих сервисов, но пока некой единой платформы, которая была бы интересна всем игрокам рынка, не сформировалось, – продолжает президент Федерация рестораторов и отельеров Игорь Бухаров:
Президент Федерация рестораторов и отельеров Игорь Бухаров Аналитический центр правительства при изучении этого рынка посмотрел примерно 90 компаний, которые оказывают услуги по возможности онлайн-размещения. Самая важная история в том, что всего лишь три компании, которые являются, скажем, лидерами – Яндекс.Тревел, который не развивался, потому что Booking был у него основным рекламодателем, Броневик и Островок. Понятно, что делать большую кампанию при вложении такого маркетинга – это большие инвестиции. Будет ли делать это государство или использовать какие-то наработки других компаний, будет ли какая-то одна из систем – лидирующей? Ну, через какое-то время, наверное, да.
Эксперты, впрочем, не исключают, что Booking в страну еще вернется. Другое дело, на каких условиях и как отразится своеобразный демарш отельеров на отношениях с сервисом. Мнение вице-президента Ассоциации малых гостиниц Тамары Буйловой:
Вице-президент Ассоциация малых гостиниц Тамара Буйлова Это письмо готовилось у меня на глазах. Там нет задачи разорвать отношения с Booking окончательно, несмотря на то, что он ушел в одностороннем порядке. И это договорные обязательства. Они действительно должны были предупредить за 14 дней. Это с одной стороны. А с другой – мне не кажется, что и Booking может рассматривать это письмо как прекращение договорных обязательств. Это я всё к тому, что, на самом деле, это рабочие отношения, и до тех пор, пока мы себя рассматриваем как людей, которые, извините, пожалуйста, не имеют права ничего пикнуть против баринов – до того момента мы остаемся зажатыми рынком, заговорами и так далее. И я думаю, что Booking при первой возможности вернется на рынок. Мне кажется, что у нас существует задача, чтобы он вернулся на рынок на наших условиях.
К слову, Booking и раньше сталкивался с противодействием со стороны участников российского рынка. На сервис еще в начале 2019 года в ФАС пожаловалась «Опора России». Она считала, что Booking.com требует от отелей давать лучшие цены только ему. Антимонопольное ведомство согласилось с претензией. В итоге компании выставили штраф почти в 1,5 млрд. рублей и, что примечательно, сервис его оплатил в начале апреля 2022 года.