Такие данные содержатся в «Мониторинге эффективности школы», который подготовили специалисты РАНХиГС.
Виной тому, во многом, всё возрастающие сложности во взаимоотношениях с учениками – об этом рассказали примерно 16% респондентов. Возможность уйти из системы образования рассматривают 23% педагогов. Почему у преподавателей возникают проблемы при общении со школьниками?
Руководитель психологического центра «Панакия» Наталье Пунченко Такие проблемы всегда возникали. Это проблема, как отцы и дети. В настоящее время пока не определены правовые отношения. Мы сейчас за гуманизацию образования, но мы знаем, как говорил Ян Амос Коменский, что есть два метода воспитания: поощрение и наказание. Это не значит, что мы должны бить учеников, как в Англии до конца 19 века. В конце концов, человек, в том числе и ученик, должен понимать, что есть определенные границы. К сожалению, в настоящее время в отношениях учитель-ученик учитель знает как поощрить ученика, он знает 100 методов, но какие методы воздействия в случае нарушения социальных норм он может использовать не очень понятно. Все начинают кивать пальцем на Японию о том, что там наказаний нет - это неправда, там в 1,5 года уже ребенок четко понимает, там само построение общества таково, что уже отношение в той или иной ситуации, когда человек нарушил правила, является уже наказанием. А у нас очень часто мы словом гуманизация покрываем асоциальное поведение. У учителя сейчас нет никаких методов для того, чтобы воздействовать. Говорят, «ты должен объяснять», но существуют моменты, когда объяснение не действует. Нет никаких узаконенных способов у учителя, чтобы ученика поставить на место. А если этот ребенок с особенностями? Это обязательно обернется либо судебным иском, либо это выложат в интернет, я не говорю даже о криминале. Сейчас же можно сделать такой мультфильм, собрав несколько высказываний, несколько кадров, что потом учителю приходится решать дела с прокуратурой.
Более чем на одну ставку трудятся около 60% учителей, этот показатель вырос по сравнению с предыдущим периодом. Высокая нагрузка объясняется также тем, что больше половины преподавателей вынуждены вести не один предмет. Почти ¾ отвечают за дополнительные занятия и классное руководство. На этом фоне 35% опрошенных отметили, что им стало труднее наладить отношения с родителями школьников.
Сопредседатель Совета профсоюза «Учитель» Марина Балуева Что касается роста трудностей с родителями, да он действительно отличается. Это мое личное мнение и мое наблюдение. Я считаю, что это связано с политикой государства, которое очень сильно снижает статус учителя. Учитель недостаточно развит, недостаточно умен, у него мало компетенций и так далее. Это звучит постоянно. Родители могут начать обсуждать учителя, например вот в таком дискурсе: «а что это вы вот так учите? Нас не так учили в школе». При этом на самом деле учитель ничего не выбирает, ему все спускается сверху – и учебник, и подход, и вообще с чего он начал урок, и чем он урок закончил. Никто этого не знает и родители тоже этого не знают.
Большинство учителей связывает усложнение работы в школе с ростом отчетности и бюрократической волокитой. При этом, несмотря на увеличение учебной нагрузки, ее объемом в целом удовлетворены более 70% педагогов. Примерно четверть преподавателей заявили, что не видят привлекательные стороны в школьной работе для молодых учителей.