На прошлой неделе петербургский парламент утвердил в новой должности так называемого «арктического» вице-губернатора генерал-лейтенанта Михаила Кучерявого. Ему предстоит курировать из Северной столицы госпрограмму освоения Арктики.
Первое, что дает Петербургу право курировать арктическую программу, - переезд в город структур «Газпрома». Сегодня «Газпром нефть» реализует единственный проект на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти, - на месторождении «Приразломное». Извлекаемые запасы черного золота здесь превышают 70 млн тонн. Для разработки специально создана морская ледостойкая стационарная платформа, способная выдержать максимальные ледовые нагрузки в экстремальных условиях. Также в портфеле компании несколько лицензионных участков на российском шельфе в стадии геологоразведки: в Печорском, Баренцевом, Восточно-Сибирском, Чукотском и Охотском морях.
На совместном с «Роснефтью» предприятии «Мессояханефтегаз» компания внедряет нестандартные методы геологоразведки и бурения в Арктике, позволяющие работать с трудноизвлекаемыми запасами. В частности, бурение по технологии fishbone (в переводе – «рыбья кость»), при которой от основного горизонтального ствола отходят многочисленные ответвления, существенно увеличивает площадь вскрытия нефтенасыщенных участков.
Одним из самых технологичных проектов в «Газпром нефти» называют разработку Новопортовского месторождения. Как подчеркивают в компании, впервые в истории нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти осуществляется морским путем. В транспортировке нефти задействованы многофункциональные ледокольные судна и танкеры, спроектированные и построенные специально по заказу «Газпром нефти».
Напомним, программу социально-экономического развития Арктической зоны до 2020 года в 2014-м разработало Министерство регионального развития, которое в то время возглавлял нынешний вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Тогда это был скорее аналитический документ. После участия Минэкономразвития появились первые цифры: в феврале этого года редакция программы предполагала финансирование проектов на сумму свыше 200 млрд рублей, значительная часть которых приходилась на строительство атомного ледокола «Лидер». Кроме того, планировалось выделить средства на разработку новых технологий для арктических нужд, развитие портов, железнодорожной инфраструктуры и энергетических объектов, экологический мониторинг, поддержку коренных малочисленных народов и так далее. Минэкономразвития также предложило в рамках программы создать в Арктике восемь опорных зон, ориентированных на развитие Северного морского пути и рост транспортировки грузов по морю и рекам, в том числе на экспорт. Это аналог территорий опережающего развития, где инвесторы смогут получить льготы.
Однако другой рукой правительство сокращает расходы на масштабную программу по развитию Арктики. Как узнал РБК, речь идет об уменьшении начальной суммы в 17 раз. Среди прочего под вопросом оказались природоохранные и исследовательские суда для арктического шельфа. Откладывается и строительство сверхмощного атомного ледокола «Лидер», которое ранее президент поручил «флагману российского судостроения» - «Балтийскому заводу». Сейчас предприятие сосредоточилось на трех ледоколах проекта 22 220: головного «Арктика» и серийных «Сибирь» и «Урал». Это самые большие и самые мощные ледоколы в мире, способные проходить льды толщиной до 3-х метров. При этом они могут как проводить караваны судов на большой глубине, так и менять осадку для работы в устьях рек. Между тем, своевременной реализации проекта сегодня мешают проблемы с поставщиками. Не исключено, что решить их поручат именно новому вице-губернатору. Что же касается «Лидера», то его, вероятно, будут строить к 25-27 гг, - предполагает руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский.
Наконец, третье направление, которым особенно гордится Георгий Полтавченко, - это научно-исследовательский потенциал Петербурга. НИИ Арктики и Антарктики, входящий в систему Росгидромета, вскоре отпразднует 100-летний юбилей. Институт участвует в экспедициях, которые занимаются изучением природной среды в регионе. Также оценку нефтегазоносности континентального шельфа и минерально-сырьевого потенциала Арктики проводит петербургский «ВНИИОкеангеология». В составе международных экспедиций экологи также занимаются очисткой островов в Арктике. В прошлом году завершилась генеральная уборка острова Белый. За четыре года собрано около 1 тыс. т металлолома. А в следующем году такой же объем мусора волонтерам предстоит вывезти с острова Вилькицкого в Карском море. Параллельно ученые проводят исследования по заказу «Газпрома», «Роснефти» и других компаний. Комментирует научный руководитель «Арктического и антарктического НИИ» Иван Фролов.
По убеждению экспертов, в контексте санкций и низких цен на нефть проекты в Арктике могут быть заморожены. Между тем, амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции и Дании. И Россия в сегодняшних условиях рискует проиграть в борьбе за углеводороды, полезные ископаемые и запасы пресной воды. Например, как отмечал весной канал Russia Today, в марте Береговая охрана США направила 20 долларов млн на проектирование ледокола нового поколения. Параллельно иностранные СМИ пишут о так называемой «холодной войне» между Россией и Норвегией на Шпицбергене: обе страны выделяют субсидии нерентабельным шахтам, чтобы сохранить стратегическое присутствие в регионе.