По разным оценкам, доля иностранных компаний в экономике Северной столицы составляет чуть более одного процента. Всего на местном рынке по статистике работают 2888 организаций из 52 стран, которые за время присутствия инвестировали 50 млрд долларов. Как в условиях санкций и экономического кризиса иностранцы будут выживать в России, и как это скажется на местных игроках, предприниматели города обсудили на очередном мероприятии «Best Breakfast».
Основные отрасли, в которых представлены иностранные игроки – это торговля, IT и гостиничный бизнес. Сейчас оценочная стоимость всех активов зарубежных компаний в Петербурге составляет 1,7 млрд (один миллиард семьсот миллионов) долларов. Львиная доля иностранных инвестиций в экономику города приходится на гостиницы, а также торговые и бизнес-центры. С ужесточением санкций остро встал вопрос, как сохранить компании на рынке и организовать временное управление так, чтобы потенциальное возвращение было наименее безболезненным и для зарубежных, и для местных игроков.
Вообще, по словам экспертов, для большинства зарубежных организаций российский рынок – лакомый кусок, поэтому основной вопрос для них сейчас – как уйти, но остаться. Подробнее об этом рассказывает партнер и руководитель налоговой практики компании «Дювернуа Лигал» Максим Симонов.
Партнер и руководитель налоговой практики компании «Дювернуа Лигал» Максим Симонов Антисанкции России действуют на сделки с нерезидентами из недружественных стран, либо с лицами, которые им подконтрольны. Например, если компания американская, то с ней много сделок совершать нельзя: покупать ценные бумаги, недвижимость. Также, если компания из ОАЭ, но подконтрольна американской компании-акционеру, то происходит то же самое, потому что это недружественный контроль. Но при этом, как юристы мы можем вам порекомендовать или вашим контрагентам поменять контроль, изменить структуру акционерного участия, чтобы компания стала дружественной из недружественной, и с ней уже можно будет проводить намного больше операций и сделок. Если иностранная компания из недружественной страны, но контролируется российскими бенефициарами, то она будет считаться дружественной с точки зрения ограничений, на нее они действовать не будут.
Впрочем, угроз и рисков для компаний с иностранным капиталом в нынешней ситуации в любом случае не избежать. Директор Северо-Западного филиала Российско-Германской Внешнеторговой палаты Владимир Никитенко выделяет три ключевые проблемы: это логистика с нарушением цепочек поставок, финансовые транзакции с Европой и, собственно, сами санкции в принципе, под которые попали и организации, и частные лица. Казалось бы, в такой ситуации новые головокружительные возможности могли бы открыться для российских компаний, но, увы, это происходит далеко не во всех сферах. О трудностях, с которыми столкнулся, например, ретейл, рассказывает директор департамента развития компании Melon Fashion Group Игорь Мальтинский.
Директор департамента развития компании Melon Fashion Group Игорь Мальтинский Наш бизнес держится на финансах и логистике, а экосистема ритейла держится на покупателе. Этот покупатель должен зачем-то пойти в торговый центр, получить там некий набор сервисов, услуг, товаров. На сегодняшний день мы знаем, что этот покупатель, условно, сходил на хайп-закрытие Uniqlo, который сделал две-три месячных выручки за 21 день марта, и непонятно, зачем идти сейчас в магазины. В нашей отрасли импортозамещение – это миф, потому что в России нет никаких возможностей для того, чтобы просто, например, обеспечить наше количество по производству, нет легкой промышленности. Даже легонькой особо нет.
Что касается представителей иностранных компаний, которые остаются работать в России, то они готовятся к тому, чтобы использовать максимум возможностей в условиях перестроения рынка. Хотя ситуация с желанием зарубежных игроков уйти или остаться меняется настолько стремительно, что заниматься стратегическим планированием получается не очень хорошо. Подробнее об этом рассказывает член совета директоров турецкой компании Renaissance Development Эзгюр Эйридже.
Член совета директоров турецкой компании Renaissance Development Эзгюр Эйридже Мы три года назад продали наш офисный портфель в Москве. В конце прошлого года думали, что на данный момент мы плохо делаем, надо было ждать. А сейчас говорим – какие мы молодцы, продали все офисы. В наших торговых центрах каждый день горит все меньше света, в гостинице в 7 часов вечера звонит управляющий, говорит: «Мы закрываемся, уходим из России, а дальше ваше дело». Когда я прошу написать официальное письмо, мне говорят: «Мы сами уходим, а сервисы наши остаются». А для нашего турецкого проекта мы хотели брать кредит, нам сказали: «У вас есть партнеры в России, мы его не дадим». Мы все выходные занимались этим, писали им хорошее письмо, что мы не партнеры, мы просто с ними работаем». Это одна сторона. А вторая: на прошлой неделе мы собрались в Москве, перед нами были пять глав турецкого банка. Обсудили, как нам дальше торговаться с Турцией, в турецкой лире или в российском рубле. Они рассказывали, как это всё будет происходить. Позавчера собрались торговые палаты Турции, турецкие общества, атташе, и мы обсуждали, как привезти сюда новые бренды.
Отметим, что в среду, 30 марта, Михаил Мишустин анонсировал четвертый пакет мер поддержки предпринимателям. В нем около 20 позиций. По словам премьер-министра, одна из приоритетных задач — насыщение рынка необходимой продукцией.