В качестве основных проблем в ведомстве называют неограниченное право заключать контракты с единственным поставщиком и отсутствие однозначных требований к участникам закупок. Нет также унифицированной системы, по которой оцениваются заявки. Кроме того, сегодня условия договора можно изменить после подписания.
Напомним, от 44 закона о контрактной системе 223 отличается тем, что регулирует только общие принципы проведения закупок. Поставщикам в данном случае приходится изучать индивидуальные конкурсные правила у каждого конкретного заказчика. В роли последнего могут выступать бюджетные учреждения, если заказ оплачивается из собственных средств. Такое же право имеют компании-монополисты, вроде РЖД, а также ресурсоснабжающие организации и предприятия с долей госучастия не менее 50%.
Большинство жалоб на организаторов тендеров сводится к одному – отсутствие четкой регламентации. По словам заместителя руководителя ФАС Михаила Евраева, закон требует серьезных доработок. «Заказчики и контролирующие органы сейчас полностью свободны в своих действиях. Правил же нет».
В результате большинство контрактов заключается с единственным поставщиком. Свои предложения игроки рынка могут отправить на электронную почту ведомства.
Проблема большинства текущих конкурсов в том, что они превратились в ценовой демпинг по договоренности, отмечает вице-президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Леонид Аронов. Спасти ситуацию, по его словам, может двухэтапный отбор.
Как стало известно из мониторинга Министерства финансов, в прошлом году в среднем на участие в закупках поступало чуть более полутора заявок. При этом по 223 закону заключили контракты почти на 17 триллионов рублей. Более трети из них пришлись на закупки у единственного поставщика. Самым распространенным способом определения исполнителя стали так называемые закупки «иными способами».