ЦБ 29.03
$92.26
99.71
ММВБ 29.03
$
<
BRENT 29.03
$87.07
8033
RTS 29.03
1130.89
Telega_Mob

АННА МИТЯНИНА: Если ребенку угрожает опасность, промедлений с изъятием быть не должно

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге рассказала о перспективах возможного нововведения, при котором органам опеки будет разрешено по решению суда в течение суток изымать детей из неблагополучных семей.
Интервью

Фото: gov.spb.ru

Думская инициатива, которая разрешит органам опеки по решению суда в течение суток изымать детей из неблагополучных семей, спровоцировала бурную дискуссию. Как пишут СМИ, законопроект поддержало правительство. С критикой же выступали Общественная палата и патриарх Кирилл. Сложившуюся практику и перспективы возможного нововведения обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с уполномоченным по правам ребенка в Петербурге Анной Митяниной.

Максим Тихонов: Как сегодня происходит изъятие детей, имеет ли смысл менять этот механизм?

Анна Митянина: Сейчас нет необходимости обращаться в суд, это делается исключительно по решению органа опеки. Информация о том, что ребенок находится в социально опасном положении, поступает так же из разных источников. Это может быть и полиция, это могут быть и соседи, родственники, школа, кто угодно. Но вся юрисдикция в этом вопросе относится к компетенции органов опеки. Они выходят в адрес, составляют акт, изымают ребенка и направляют его в соцзащитные учреждения. То, что сейчас в этот процесс включается судебная инстанция, которая в порядке особого судопроизводства в очень короткий промежуток времени должна рассмотреть заявление либо органа опеки, либо органа полиции об изъятии ребенка – это, мне кажется, добавляет законности. Если только это не превратится в усложненную технологию. Я ознакомилась с содержанием текста, и, насколько мне позволяет мое понимание права, орган опеки может обратиться в суд самостоятельно и рассмотреть дело об отобрании, но без участия полиции. Либо может обратиться полиция, но в этом случае орган опеки обязателен. Что имеем здесь с точки зрения механизма реализации, если закон будет принят в той редакции, в которой внесен? Будет ли обеспечена эта оперативность? Открывают двери, как известно, крайне неохотно, особенно если речь идет об асоциальных группах. А вид полицейского в форме, с удостоверением, дисциплинирует людей. Если по замыслу закона может сам орган опеки осуществить всю процедуру до выхода в суд, у меня есть сомнения, что откроют дверь и быстро все это получится.

Максим Тихонов: Здесь еще важный момент в том, что суды перегружены.

Анна Митянина: Об этом не надо думать. Когда нам надо избирательные вопросы рассматривать, трехдневный срок соблюдается безусловно. Я считаю, что это для суда совершенно реально, исполнимо. Тем более вопрос-то какой – требуются срочное изъятие ребенка, значит, ему реально угрожает опасность. Какое промедление здесь может быть?

Максим Тихонов: На что еще обращали внимание депутаты, в частности, решение в 24 часа – это просто слишком мало. Возможны оговоры, опекуны спорят, суды при общей загруженности в 24 часа уже должны принять решение.

Анна Митянина: Во-первых, заинтересованные стороны вправе обжаловать. Это содержится в проекте – если у родителей есть, скажем так, аргументы против, если они не находятся в наркотическом или алкогольном дурмане или психозе. Во-вторых, на пустом месте такие ситуации не рождаются. Если крик ребенка раздается в течение длительного времени за стеной, если блуждают некормленые, немытые дети – какой может быть оговор? Это объективный факт. Может быть, стоит выход органа опеки и полиции дополнять еще специалистами, например, детское образовательное учреждение, школа или детский садик. Дети, вероятно, посещают их или нет, по какой причине? В каждом районе есть центры социальной помощи семье и детям, которые, по идее, также должны знать о каждой сложной семье.

Максим Тихонов: Насколько часто изымают детей из семей, о чем говорит статистика?

Анна Митянина: Порядка полутора десятков случаев за 1,5 года я рассмотрела, и они все были мною признаны законными. Я как юрист, как практик, не нашла там противоречий, того, что в мое поле зрения попало. Я подозреваю, что таких случаев, наверное, могло быть и побольше.

Максим Тихонов: Как выявление наладить?

Анна Митянина: Очень хороший вопрос, потому что сейчас тема крутится вокруг полномочий органов опеки, к которым относятся органы местного самоуправления. Очень разная практика на территории одного Петербурга. И мне бы хотелось, чтобы опека работала поактивнее. Надо переосмысливать весь процесс патроната за семьей, особенно если семья хоть раз попала в поле зрения власти. У меня были случаи еще по прошлой жизни, когда пять девочек уже было, шестым мать была беременна, и они поступили в детский дом в крайней степени истощения. И директрисе детского дома пришлось покупать детскую смесь, чтобы их как после концентрационного лагеря откармливать. Опека-то где была? Разве не нужно было это сделать год-два назад, когда стало понятно, что мать неадекватна?

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Рейтинг причин низкой и высокой эффективности сотрудников в Петербурге составил сервис hh.ru.
Одновременно с изысканиями проводятся строительно-монтажные работы по одному из наиболее сложных участков магистрали на входе в Москву.
Добраться до Австралии теперь можно рейсами авиакомпании Turkish Airlines.
Теракт в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл» спровоцировал активизацию телефонных террористов в Петербурге. В течение всей недели в правоохранительные…

Комментарии

    51
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.