Максим Морозов: Традиционно, если в студии Александр Хайкинсон, то говорим о поддержке малого и среднего бизнеса, какие услуги могут предоставить банки в Петербурге сегодня. Как бы вы оценили особенности адаптации петербургских предприятий малого и среднего бизнеса из разных сфер к общеэкономической волатильности на рынке?
Александр Хайкинсон: Исторически сложилось, что петербургский бизнес быстрее и лучше адаптируются, чем бизнес в среднем по стране. Здесь я традиционно сошлюсь на наш индекс RSBI, который ведёт Банк ПСБ совместно с «Опорой России». По итогам последних исследований, по январю этого года, индекс деловой активности уже вырос до 51,4 по стране, в то время, как в Санкт-Петербурге индекс составляет 54,1. Достаточно существенная разница. Здесь следует отметить, что, конечно, год назад все компоненты этого индекса и по стране, и по Санкт-Петербургу были выше, но это объективная картина. В целом, наверное, можно говорить о том, что предприниматели оценивают, что рынок восстановился. Они перестроили свои процессы и логистические цепочки.
Максим Морозов: Как в связи с нестабильной ситуацией меняются потребности небольших компаний и индивидуальных предпринимателей в мерах поддержки, в том числе в различных банковских продуктах?
Александр Хайкинсон: Общий тренд, который был задан достаточно давно, — это тренд на цифровизацию и автоматизацию большинства процессов. Топовые банки, в частности ПСБ, достаточно активно развивают эти каналы. Всё постепенно уходит в цифру. Например, в ПСБ больше 60% операций автоматизировано.
Максим Морозов: Без необходимости лично приходить в отделение?
Александр Хайкинсон: Без необходимости приходить в отделение, консультироваться с операторами и так далее.
Максим Морозов: Александр, какие продукты сегодня наиболее востребованы среди субъектов малого и среднего предпринимательства?
Александр Хайкинсон: Важны расчёты, расчёты онлайн – без задержек, без сбоев. Важна возможность мобильного использования. Мобильным приложением у нас пользуются стабильно более 80% клиентов. Безусловно, важна поддержка в виде финансирования. В этом смысле на примере нашего банка отмечу, что мы сделали продукт «Лимит открыт», когда мы финансируем до 100 миллионов рублей без посещения банка, без предоставления пакета документов. В онлайн-формате в течение одного дня можно получить деньги на счёт, при этом срок финансирования до 10 лет.
Максим Морозов: Как в банке организована обратная связь с клиентами, которая позволяет оценить эффективность того или иного продукта?
Александр Хайкинсон: За счёт консультации через колл-центр, но это уже достаточно редкая история. Постепенно всё переходит в цифровые форматы, у нас есть различные чат-боты, различные каналы общения через интернет-банк, они достаточно оперативно закрывают вопросы. Цель в том, чтобы в пределах 80% всех задач было закрыто через цифровые каналы.
Максим Морозов: Как на практике происходит оценка заёмщика, учитывая, что МСП и без всяких внешних влияний традиционно считаются заёмщиками с повышенным риском?
Александр Хайкинсон: Здесь за последнее время не произошло каких-либо революций. У банков большой опыт по финансированию МСП. Существенно растут цифровые возможности. Безусловно, снижение требования к залогам, то есть большинство продуктов в рамках контрактной логики, госзаказы — в рамках 44 и 223 Федеральных законов без залога. Поэтому растёт доля электронных банковских гарантий. Цифровизация и оптимизация процессов — это общий тренд, который есть на рынке.
Максим Морозов: Когда, допустим, субъект малого среднего предпринимательства обращается за каким-то продуктом, и он так или иначе не подходит по категории риска, какой процент отказов? Есть ли такая статистика в среднем по рынку и у вас в банке?
Александр Хайкинсон: Я сошлюсь на наш обзор, индекс RSBI. По рынку статистика колеблется в пределах 40-44%. Если мы говорим конкретно про ПСБ, то у нас доля отказа в пределах, наверное, 20%.
Максим Морозов: За счёт чего сегодня банки конкурируют друг с другом в сегменте малого и среднего бизнеса?
Александр Хайкинсон: Здесь, безусловно, важен баланс цифровых продуктов и индивидуального подхода. Нельзя только переходить в «цифру», и в то же время нельзя заниматься только персональными возможностями. Правильный баланс, наличие широкой линейки продуктов, наличие возможности участия, если мы говорим про финансирование, в госпрограммах. В частности, в этом году с февраля возобновили программу Минэк и ЦБ. Постоянно нужно быть в тренде потребностей банковских клиентов, поэтому важен баланс. Мы исходим из того, что банк предоставляет не одну-две услуги. Не важно, связаны они с кредитованием или нет. Важно, чтобы была широкая линейка.