Как сообщили в ЦБ, доля тех, кто регулярно рассчитывается наличными, упала до 6%. При этом, почти две трети жителей страны пока не готовы совсем отказаться от бумажных денег. О том, как найти отделение банка вдали от города, что будет с процентными ставками и как селфи спасает от мошенников - в интервью обозревателя Business FM Петербург с директором Северо-Западного макрорегиона Почта Банка Алексеем Соловьевым.
Айгуль Абдуллина: Алексей, не так давно Центробанк сообщил про 6,5 млрд, которые мошенники незаконно списали со счетов россиян. Как вы считаете, безопасность денежных средств для банковской отрасли – это достижимый показатель в принципе, и как много времени потребуется, чтобы его достичь?
Алексей Соловьев: Я скажу так: вот как существует постоянное соперничество между развитием ракетных систем и противоракетной обороны, наверное, так и здесь - всегда будет некоторая гонка между мошенниками, совершенствующими свои навыки, способности и технологии, и банковским сообществом, которое развивает свои технологии и системы по предотвращению этих мошенничеств. Я хочу отметить вместе с тем, что Почта Банк является пионером в этой области на российском банковском рынке: собственную систему идентификации клиентов по лицу внедрена банком еще в далеком 13-м году. Мы предотвратили тысячи мошеннических операций по снятию денег со счетов клиентов Почта Банка, которые в итоге не удались благодаря нашей внутренней системе биометрии. При закрытии вклада дистанционно через мобильное приложение, наша система попросит клиента направить на камеру телефона свое лицо для идентификации. И они увидят себя, как в зеркале, на экране телефона. Только в случае, если система идентификации сработает, подтверждение произойдет – только тогда вклад будет закрыт. Ну, конечно же, операция еще дополнительно подтверждается через смс.
Айгуль Абдуллина: Учитывая политику ЦБ по снижению кредитной нагрузки населения, что сегодня происходит с кредитным портфелем банка, и как вы оцениваете уровень просрочек?
Алексей Соловьев: На сегодняшний день в Петербурге и Ленинградской области совокупно по итогам 19-го года наш портфель кредитов наличными составил 23,5 млрд рублей. Это рост порядка 32% за прошлый год. Наша доля на рынке составляет пока 4,5%, но банку всего четыре года.
Айгуль Абдуллина: В такой конкурентной гонке есть ли у вас прогноз по ставке - потребительские кредиты, я имею в виду?
Алексей Соловьев: Сейчас, наверное, сложно прогнозировать какие-то тенденции. Вы видите, что происходит на рынке, на него влияют многие факторы, в том числе и пришедшие к нам не с кредитного рынка. Поэтому, наверное, сложно сейчас давать какой-то прогноз. Конечно же, что, если Центральный банк будет продолжать снижать процентную ставку, то, естественно, все крупные банки пойдут за ним, потом подтянутся остальные в этом же тренде.
Айгуль Абдуллина: Как сегодня меняется доступность банковских услуг в отдаленных населенных пунктах, в том числе в сельской местности?
Алексей Соловьев: Давайте, я отвечу применительно к Почта Банку, потому что только в Ленинградской области есть 38 населенных пунктов, где мы являемся на сегодня единственным представленным банком. Другие банки уходят оттуда, они работают, по понятным причинам, над ростом своей маржинальности, и им банально невыгодно содержать дорогое, большое отделение в населенном пункте, скажем, с численностью 1 тыс. человек или меньше. Мы изначально определили, что у нас будет легкий формат, точка обслуживания клиентов на почте, в отделениях почтовой связи. Наш банк провел очень большую работу для того, чтобы обеспечить вот именно этот легкий формат.
Айгуль Абдуллина: Если говорить о клиентской базе в целом, как она менялась по сегментам в прошлом году?
Алексей Соловьев: По итогам 19-го года более трети наших клиентов – это пенсионеры. Но, вместе с тем, две остальные трети клиентов – это остальные категории населения, мы очень активно с ними работаем, мы обеспечиваем потребности наших клиентов как преклонного возраста, так и все другие клиентские сегменты.