Авторы проанализировали 50 конкретных посягательств на адвокатов – от удаления из зала суда до убийств.
«Защитников выталкивают из кабинетов и судебных залов, запросто пинают, избивают и душат». Международная правозащитная группа «Агора» опубликовала доклад «Адвокатура под ударом: насилие, преследования и внутренние конфликты». Авторы проанализировали 50 конкретных посягательств на адвокатов – от удаления из зала суда до убийств. Насколько приведенные данные отражают ситуацию в отрасли?
Председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Ленобласти Евгений ТонковДоклад полностью соответствует ситуации, которая складывается в российской адвокатуре. Первый момент — радикализация правоохранительных органов. Правоохранительные органы применяют все чаще насилие в отношении просто граждан и последнее время они почувствовали вкус применения насилия в отношении адвокатов. Адвокат — это человек, который находится на переднем фронте процессуальной борьбы и очень часто адвокат вынужден брать на себя роль и разведчика и процессуального нападающего. Часто конфликт, который возникает между следователем и человеком может быть изменен в лучшую сторону. Очень часто удар, который идет в сторону человека подозреваемого, обвиняемого или подсудимого берет на себя адвокат. Таким образом конфликт уже развивается не столько между силовиком и предполагаемым нарушителем правопорядка, а между силовиком и адвокатом. Разумеется, адвокаты живые люди у которых есть семьи, работа, их можно как-то ущемить. Ну буквально, можно против адвоката возбуждать уголовные дела для того, чтобы выбить активного, эффективного адвоката из конкретного уголовного дела. Мы имеем большое количество историй в рамках которых для того, чтобы адвоката вывести из участия в уголовном деле, его допрашивают в качестве свидетеля и отводят от участия в уголовном деле.
В докладе «Агоры» приводится ряд предложений, которые призваны облегчить работу защитников. Среди инициатив – разрешить адвокатам посещать СИЗО и колонии круглосуточно, обеспечить доступ в суды и правоохранительные органы по удостоверению адвоката, ввести стандартную практику предложения залога от палаты в качестве альтернативной меры пресечения в уголовных делах с признаками преследования за профессиональную деятельность.
Адвокат коллеги адвокатов «Комиссаров и партнеры» Андрей КомиссаровДопустим, если какие-то следственные действия (очная ставка, допрос, свидетеля, подозреваемого) достаточно сделать более открытой, более публичной эту процедуру, ввести аудио, видеозаписи всех этих процедур. У нас была ситуация, когда свидетеля на очной ставке допрашивали. По нашему требованию была видеозапись очной ставки с моим подзащитным. Когда свидетель рассказал все правильно, грамотно, как следователь учил и тут же он поворачивается на видеозаписи к следователю и заискивающе спрашивает «правильно я сказал, или как?». Ну вот вырвалось у человека, он очень старался, очень учил и очную ставку несколько раз переносили, чтобы научить. И это все осталось на видеозаписи, как доказательство. Не надо ни о чем спорить, не надо ничего доказывать, обвинять, просто видеозапись в дальнейшем попадает в суд. Понятно, что грош цена этому свидетелю, и грош цена действиям следователя. Ввели же в арбитражных судах аудиозапись. Достаточно большое количество в Москве и Санкт-Петербурге штрафуют за нарушение порядка. Большое количество штрафуют, а оспаривают эти штрафы единицы. Есть за что, есть доказательства. Достаточно было бы аудиозаписи всех этих спорных моментов, видеозаписи тем более, проблема в 90% была бы решена.
Сегодня в России насчитывается около 80 тысяч адвокатов, из них, по данным Федеральной палаты адвокатов, примерно 60% - мужчины, преимущественно от 30 до 60 лет. Почти четверть защитников предпочитает самостоятельную работу, при этом большинство состоит в коллегиях.