Ранее арт-дилер из Лондона Андрей Ружников в открытом письме заподозрил, что тот под видом работ мастера на площадке музея представили ряд «откровенных подделок». Он пригрозил придать инцидент мировой огласке.
В первую очередь претензии у Ружникова вызвала фигурка прикуривающего солдата. Ее он счел грубой репликой скульптуры Савицкого из музея Ферсмана. Современной копией назвал арт-дилер и пасхальное яйцо с золотой курочкой. Что интересно, аналогичный экземпляр действительно выставлен в соседнем с Эрмитажем музее Фаберже. Его подлинность пока никто не оспаривал. Критике также подверглись яйцо «Юбилейное свадебное», пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали и другие экспонаты.
Отметим, что до наших дней сохранились 65 яиц Карла Фаберже. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Основой же экспозиции в Эрмитаже послужили предметы из коллекции некоего Русского национального музея. У частной организации есть сайт, но фактический адрес или хотя бы контактный телефон на нем не указаны. По данным Forbes, торговая марка долгие годы принадлежит другому международному арт-дилеру, интересующемуся Фаберже, Александру Иванову. Это в числе прочего наводит на мысль о борьбе конкурентов, однако, по словам Андрея Ружникова, он обличает выставку «исключительно из любви к искусству». При этом коллекционер впрямую не обвиняет в корыстном умысле непосредственно Эрмитаж. Скорее, у него есть вопросы к компетенции кураторов выставки.
Известно, что «вела» экспозицию Марина Лопато, но она скоропостижно скончалась незадолго до открытия. Ее памяти Михаил Пиотровский в итоге и посвятил выставку. Впрочем, как рассказал один из известных петербургских искусствоведов, пожелавший не афишировать свою фамилию, своеобразный «штамп подлинности» Лопато на предметах не ставила. О других специалистах, которые могли исследовать экспонаты, эксперту не известно, а значит, по словам искусствоведа, с одинаковой вероятностью они могут быть как оригиналами, так и подделками.
Дискутировать с Андреем Ружниковым на эту тему директор Эрмитажа, похоже, не намерен. Ранее Михаил Пиотровский сообщил «Фонтанке», что «стиль и жанр так называемого «письма» делает «ответ» на него этически невозможным». Также он посоветовал журналистам «учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами». Первые, по его словам, призваны купить-продать, вторые же сохранить, изучить и представить. Справедливости ради заметим, что Михаил Пиотровский так и не прояснил, могли ли попасть в экспозицию «фейки». Мы обратились с этим вопросом в пресс-службу Эрмитажа, но ответа пока не получили.