70% российских учителей считают систему школьного образования устаревшей. Более половины из них говорят о частичном отставании, а 15% полагают, что она полностью не соответствует требованиям современности. Исследование провела образовательная компания «ЯКласс». Примечательно, что чаще всего систему критикуют педагоги со стажем работы до пяти лет. Наряду с отсутствием персонализированных программ, большим объемом бумажной работы и административной нагрузкой учителя видят проблему в недоверии чиновников к педагогическим коллективам. Продолжает директор частной школы «Взмах» Елена Морозова.
Согласно опросу, школьная программа нуждается в дополнительных предметах, которые помогли бы адаптировать будущих специалистов к современной экономике. Среди них цифровая грамотность, базовое программирование, еще один иностранный язык, психология и эмоциональный интеллект. По стандарту основного общего образования учебный план сейчас включает шестнадцать обязательных дисциплин. При этом 20% респондентов считают, что школьники итак сталкиваются с большой нагрузкой. О том, какие изменения помогли бы использовать учебное время наиболее эффективно, рассуждает директор лицея № 369 Константин Тхостов.
Системные проблемы в школьном образовании отражаются и на последующей учебе в вузе. Не понимая, как связаны между собой разные отрасли экономики, выпускники зачастую не могут сделать осознанный выбор. Еще одна проблема – узко направленное «натаскивание» на ЕГЭ, которое, как отмечают эксперты, не всегда дает хороший эффект, например, в математике или инженерной физике. Зачастую ученики с высокими баллами не показывают выдающихся результатов на первой сессии. О мерах, которые помогли бы подготовить школьника в будущей учебе в вузе, рассуждает руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Людмила Панкова.
Озвученные проблемы в последствии приводят к безработице и низкой вовлеченности молодежи в экономику. По данным Минтруда, каждый десятый россиянин до 24 лет не учится, не имеет работу и не ищет ее. По оценкам вице-премьера Татьяны Голиковой, экономически неактивными являются около 60% молодых россиян.