Российский Ивангород и его эстонского близнеца Нарву - некогда части одного города - разделяет лишь узкая река, однако между ними существует огромная пропасть, - заявляет New York Times. Издание рассказывает о том, что зарплата в Ивангороде вдвое ниже, чем в Нарве, нет современных больниц и торговых центров, улицы в ухабах, дома не ремонтируются, да и попасть туристам в закрытый приграничный город весьма непросто.
Давно ожидаемое открытие пешеходного моста между соседними городами отложено якобы из-за бюрократических проволочек. А планы по развитию автобусного сообщения зашли в тупик. На совместный проект по реконструкции набережных, по данным издания, в Ивангороде потратили в полтора раза больше денег, при этом набережная в Нарве получилась почти в 8 раз длиннее.
Российские чиновники, с которыми пообщался автор New York Times, объяснили разницу «топографическими проблемами», сложным рельефом и правовыми ограничениями, а власти Нарвы и местные журналисты – «системными проблемами» и коррупцией. Вице-губернатор по внутренней политике Ленобласти Сергей Перминов, в свою очередь, заявил, что некоторые частные владельцы земельных участков установили слишком высокую цену выкупа, а потому работы затормозились. Однако вскоре областная администрация обещает профинансировать достройку набережной. Приграничные города – Светлогорск и Ивангород, - по словам чиновника, в ближайшие 2-3 года получат около полумиллиарда рублей – помимо постоянных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. При этом, - обратил внимание Перминов, - в Ивангороде нулевой уровень безработицы, а в Нарве он доходит до 20%.
Публикацию американского издания кто-то действительно мог бы назвать происками врага, если бы аналогичные сравнения не проводили российские журналисты и блоггеры. В июне города по обе стороны реки сопоставил Илья Варламов. В Ивангороде, - пишет автор, - «разруха и упадок. Город порос сорняками и разваливается, он мрачный и убогий», «кажется, что место проклято: даже когда здесь хотят что-то сделать, что-то обязательно идёт не так». Набережную, о которой спорят чиновники и журналисты, блоггер описывает так: «недостроенный заколоченный сарай, паркинг и несколько фонарей с лавочками». А в Нарве, по словам Варламова, - словно бы другой мир.
Как говорят бизнесмены, клиент голосует рублем, а применительно к соперничеству городов можно сказать – паспортом. Проживающие в Нарве русские возвращаться на родину не хотят – разве что изредка приезжают в российские магазины за дешевыми сигаретами и бензином, а также ностальгируя по советским продуктам. Тогда как из Ивангорода россияне приезжают за границу не только купить «запрещенку», но и остаться. Как рассказали New York Times участники рынка, около половины сделок с недвижимостью на берегу Балтийского моря заключают покупатели из России. Инвестируя в эстонский город, они среди прочего надеются получить хороший соцпакет.