Sharingbest mob 3 июня

Мир, миръ, мир

Оказывается, однозначного определения понятию «мир» в принципе не существует. Важно, что мы наш мир в сознании понимаем преимущественно как мирное сосуществование и отсутствие мировой войны. В древности и в Средние века отношение к войне было совершенно другое. Война рассматривалась как благородное, достойное настоящего мужчины дело, как некое очистительное пламя для всей нации. В Древней Греции война даже скорее рассматривалась как экономическое предприятие, а не внешнеполитическое дело. И значение народам и правителям придавалось по тому, как успешно велись войны. Знали бы мы что-нибудь об Александре Македонском, если бы не его военные походы? Историки подсчитали, что за последние 5 тыс. лет мирными было всего 300 лет. Получается, что история человечества - это история самоуничтожения? Конечно, нет. Война - нормальное состояние общественного организма, как и соперничество, агрессия, конкуренция. Считается, что в Древнем мире и в Средние века не было мировых войн, а конфликты носили, как правило, локальный характер. Оружие часто использовалось для устрашения: боевые слоны Ганнибала были предназначены для того, чтобы своим ревом морально подавить противника; пушки в самый начальный период своего использования тоже только производили грохот. И все же военные кампании империй всегда затрагивали жизнь огромной части населения планеты. Давайте вспомним самые кровавые войны в истории человечества: на первом месте Вторая мировая война, которая унесла 50-70 млн жизней (только в России погибло военных 10 млн. чел. и до 30 млн. мирного населения - по различным расчетам историков и демографов, в Китае - 30 млн. чел.), в ней участвовало 62 государства из 72 существовавших в то время, 80% всего мирового населения так или иначе было затронуто войной; на втором месте — войны монгольской империи 13 - 15 вв. (неслучайно мы вспоминаем всегда 300 лет татаро-монгольского ига на Руси), где главной фигурой был Чингисхан, площадь империи поражает - от Великого Новгорода до Юго-Восточной Азии, за всю истории империи погибло по разным оценкам от 30 до 60 млн. человек. На третьем месте китайские восстания - захват Китая маньчжурской династией в 1616-1662 гг., погибло по скромным подсчетам 25 млн. жителей Китая; в 1850-1864 гг. восстание тайпинов против маньчжуров, опять погибло около 20 млн. человек. Если войны сопровождали человечество всю историю его развития, то в чем причина войн? Психологическая теория полагает, что война — это следствие агрессивной природы человека, точнее борьба за существование в ходе эволюции. Антропологическая теория объясняет войну социальными причинами: между социальными группами возникает конкуренция за территорию и ресурсы для обеспечения выживания. В социологической теории войны возникают только тогда, когда создаются государства и политические образования, а люди получают свои специфические социальные роли в них. Насилие и агрессия между социальными группами или классами переносятся и на отношения между государствами.

Действительно, война исходит не из индивидуальной природы человека, а из социальной роли, которую нам предписывают. Например, воспитание детей - когда мы позволяем им играть с оружием: мальчикам объясняют, что они должны быть мужественными. Но и коллективные чувства тоже имеют значение: война всегда подогревается ксенофобией, и ненавистью. Например, викинги приводили себя в состояние коллективного транса перед битвой, поэтому считались в Средние века самыми яростными и отважными воинами. И сейчас СМИ зачастую формируют у обычных людей отношение ненависти и агрессии.

Карл Поланьи рассматривает происхождение современной войны с экономической точки зрения. Военный набег или война планировались в древности как средство обогащения, то есть часть своеобразного бизнеса. То же происходит и сейчас. По мнению Поланьи, когда создается свободный, частный рынок, то государство и общество в целом теряют возможность контролировать данный процесс. Если рынок не справляется с экономическими условиями, то экономическая конкуренция переходит в политическую и так возникают мировые войны.

Нужно признать, что войны в истории всегда были локомотивами технического прогресса. Даже современный Интернет - это прямое следствие развития военных технологий (сеть между компьютерами предполагала возможность уничтожения командного центра в условиях ядерной войны и обеспечивала работу всей сети децентрализовано). Война, как ни странно, также приводит к взаимному обогащению культур. Например, крестоносцы в ходе войны с арабами вдруг заинтересовались, как у них развита соколиная охота: и о, чудо, вместо того, чтобы зашивать веки соколу как у европейцев, мавры просто надевали специальные колпачки, которые закрывали глаза соколу. Именно это произвело на христиан огромное впечатление. Но были и другие, более прагматические примеры взаимодействия культур: крестоносцы научились у арабов простому средству гигиены - кипятить воду, и так перестали болеть и умирать от холеры; арабы научили христиан обрабатывать раны спиртом, что резко повысило выживаемость раненых.

К слову, в древности все войны, как захватнические, так и оборонительные, считались справедливыми. Платон, например, называл войну естественным состоянием народов. Война особым образом героизировалась: «Почести - героям, презрение – трусам». Войны были оправданы не людьми, а богами и небом. В иудаизме господствовал принцип талиона - «око за око, зуб за зуб». Но немногим позже, ранние христиане встали на другую позицию, у них господствовал принцип смирения, прощения, ненасилия. Постепенно христиане стали рассматривать принцип соотношения зла: небольшое зло (в виде насилия) оправдано для предотвращения большого зла. Августин Аврелий в 4 в. пишет, что моральный долг каждого человека защищать «невинного от злодея», в том числе и вооруженными средствами. В 11-12 вв. в христианской традиции крестовые походы были морально оправданы: они ведь представлялись как защита Святой земли от неверных. В 13 веке Фома Аквинский говорит, что если император идолопоклонник, то справедливо и оправдано его свержение, то есть, насилие. В исламе также священная война оправдана, но не оправдана война вообще. «Джихад» (что дословно означает «усердие») ведется не против неверных, а прежде всего против себя - против всего злого в самом человеке. И только некоторые секты в исламе, ваххабиты и моджахеды, призывают к войне против всех неверных, а традиционный ислам считает войну оправданной только тогда, когда другие средства исчерпаны.

Абсолютное моральное отрицание войны началось с эпохи Просвещения и времен Иммануила Канта. Кант и Эразм Роттердамский считали, что война — это чистое безумие. Улаживать отношения между свободными суверенными государствами должно международное право, его основной принцип - федерализм свободных государств. Если какое-нибудь государство нарушает принципы свободы и равенства других государств, то подчиняет его к миру надгосударственное образование - международный союз, считал Кант. Именно так, начиная с 18 в., стала постепенно формироваться концепция справедливых войн, принятая в современном мире.

А о том, по каким правилам ведется война, поговорим позже….

Поделиться

Популярные посты автора

Образок бизнесмена
Посмотрев очередную постановку Андрея Могучего по мотивам романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», задумался над темами, которые лежат между строк этого…
Военная справедливость
Может ли война быть справедливой?
Мир, миръ, мир
Как понять, что такое мир?
Так бедные мы или богатые?
В мире сегодня живет около 7 млрд. человек, из них только один так называемый “золотой миллиард”

Комментарии

    3573